«Время новостей» совместно с агентством P-Arch представляет Клуб архитектурной критики. Несмотря на строительный бум, архитектурные процессы незаслуженно находятся на периферии общественного внимания. Чтобы немного исправить ситуацию, мы решили опросить архитектурных критиков, работающих в профильных российских массмедиа, чтобы выявить позитив и негатив российской архитектурной жизни. Позитивом и негативом могли стать любые события, проекты, постройки, о которых стало известно в первые четыре месяца 2008 года.
В разделе «негатив» лидирует история с проектом многофункционального центра «Апельсин» на месте Центрального дома художника. Совместная идея архитектора Нормана Фостера и компании «Интеко» (а также то, как она была представлена) вызвала неодобрение профессионального сообщества, причем не только архитектурного. Большой отклик вызвали архитектурные события в российских регионах - самым противоречивым критики назвали итоги конкурса на новое здание Пермской художественной галереи. Изменение высотного регламента Санкт-Петербурга критики конечно же отнесли к негативу.
Почти все опрошенные обозреватели отметили те или иные истории, связанные с советской архитектурой, при этом негативом и позитивом были в основном названы ситуации с двумя памятниками русского авангарда. Позитив - объявление о планах реставрации дома-коммуны Наркомфина, негатив - крайне запутанная история с планетарием.
Что же касается новых построек, то здесь опрошенные критики называли самые разные проекты - от камерных зданий до инфраструктурных объектов, при этом ни один объект не был назван дважды! Этот факт говорит о том, что, несмотря на гигантский вал коммерческой халтуры, в Москве строится и проектируется много хороших, интересных зданий. Так что в клубе будет о чем поговорить и в дальнейшем.
Наталия АЛЕКСЕЕВА, журнал «Интерьер + дизайн»:
- Мне кажется, самое важное событие начала года - объявление результатов конкурса PermMuseumXXI на новое здание галереи в Перми. Вот только понять, положительное оно или отрицательное, пока сложно. Потому что, с одной стороны, это, безусловно, интересный и важный конкурс, представительное жюри, необычные, яркие проекты. Свои работы прислали действительно лучшие наши и западные архитекторы. Это здорово. Но, с другой стороны, результаты таковы, что непонятно, как события будут развиваться дальше и построят ли что-то в итоге. Жюри выбрало два противоположных по стилю и концепции проекта, московского концептуалиста Бориса Бернаскони и швейцарца Валерио Олжиати (Valerio Olgiati), чем поставило организаторов в сложное положение. Как будут договариваться все заинтересованные участники этой истории, непонятно. Будет очень обидно, если очередной масштабный проект превратится в пшик. Тогда это событие сугубо отрицательное, подтверждающее, что в России нормальная архитектурная жизнь так и не налаживается.
Отрицательное впечатление произвел скандал с Московским планетарием. Что там на самом деле происходит, не знает, думаю, никто, даже непосредственные участники проекта. Конфликт акционеров привел к тому, что реконструкция опять остановлена, опять пошли слухи о том, что памятник переоборудуют под очередной развлекательный комплекс. Эта история тянется уже 14 лет, а сейчас вдруг выяснилось, что работы ведутся непонятно как, а выделенные на реконструкцию миллиарды делись непонятно куда. Банально, но это лишний раз подтверждает то, что никакая культура в Москве не самоценна. Здание - шедевр конструктивизма, а сам планетарий - интересный и престижный для любого города объект. Но если нет прямой и быстрой финансовой отдачи, он никому не интересен. Традиционная для Москвы правовая и финансовая неразбериха.
Мария ФАДЕЕВА, газета «Ведомости. Пятница»:
- Позитивным событием я бы назвала экскурсию в дом-коммуну, спроектированный в конце 20-х годов командой архитекторов во главе с Михаилом Барщом, Игнатием Милинисом и Моисеем Гинзбургом на Гоголевском бульваре. Экскурсия была организована для прессы и архитекторов журналом AD. Было не только интересно побывать внутри и самой походить по всем этим лестницам, но и поговорить с новыми жильцами, которые купили квартиры в доме в последние три года. Разговор с ними показал, что идеи Моисея Гинзбурга (а здание на Гоголевском называют младшим братом дома Наркомфина Гинзбурга) остаются востребованными и сейчас, причем у людей разных специальностей. А то мы привыкли говорить о том, что ценность конструктивизма и его идей осознают только люди, вовлеченные в архитектуру или искусствоведение, а тут повстречались обычные граждане. Забавно, что благодаря этому мероприятию соседи и сами смогли друг с другом познакомиться и под конец вечера уже стали договариваться, кто к кому пойдет в гости, поддерживая, таким образом, коммунальное звание своего дома. Я надеюсь, что выставка фотографий из этих квартир, которая откроется в Музее ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте