Вернувшись из отпуска в начале осени, отдохнувшие и загорелые офисные работники вполне ожидаемо для себя попадают в новую реальность. Во многих офисах стоит атмосфера тревожной неопределенности, а некоторые компании, специализировавшиеся на импорте продуктов из Европы, – уже вовсе перестали существовать. Впрочем, уныние царит далеко не везде. В организациях, занимающихся инфраструктурным строительством, «нефтянкой», госзаказами, по-прежнему напряженная деловая обстановка. Умеренный оптимизм демонстрируют компании, связанные с отечественным агрокомплексом и морские перевозчики. Еще лучше себя чувствуют софтверные ИТ-компании, работающие на западный рынок, – благодаря «отстройке» от российских реалий и снижению курса рубля они при желании могут позволить себе даже улучшить офисную «жилплощадь».
Курс на «якоря»
У собственников или управляющих офисных площадей существует проверенная временем практика по привлечению в свой БЦ хотя бы одной, а лучше нескольких крупных и известных компаний. Они своим присутствием притягивают более мелких арендаторов и заодно повышают статусность места. На профессиональном сленге таких крупных клиентов называют «якорями». С одной стороны, каждый якорный арендатор приносит значительную часть общей арендной выручки. Это позволяет УК сглаживать денежные потоки, поддерживать в работоспособном состоянии инженерные сети БЦ, оплачивать услуги субподрядных организаций (это уборка, охрана, ремонт, телекоммуникации и т. п.), и в том числе вести работы по дальнейшему развитию БЦ. С другой стороны, то или иное направление деятельности якорного арендатора помогает негласно формировать в БЦ более однородную бизнес-среду (например, привлечь больше ИТ-шников или пищевиков), что способствует лучшей заполняемости площадей, появлению новых арендаторов из этой же сферы экономики и сохранению существующих.
Управленцы высококачественных площадей в БЦ класса А ориентируются на крупный бизнес, прежде всего на федеральные компании и представительства ведущих зарубежных фирм. Для этих клиентов характерна высокая степень финансовой стабильности и стремление к «оседлости». Свои офисы они меняют крайне редко, и то лишь исходя из стратегических интересов компании, а не из стремления к временной экономии, поскольку переезды сотен, а то и тысяч сотрудников могут существенно нарушить деятельность таких организаций.
«Спрос на рынке офисной недвижимости стимулируется благодаря структурам уровня “Газпрома” и их подрядных организаций, которые занимают вакантные площади в бизнес-центрах классов А и В. Остальные же компании предпочитают оставаться в арендуемых помещениях, а те, у кого больше нет возможности оплачивать текущие арендные ставки, переезжают в бизнес-центры более низкого класса», – говорит директор по продажами и маркетингу EKE Group Ирина Зеренкова.
Достаточно важным акцентом в этой фразе эксперта является указание на грядущее ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте