В условиях финансового кризиса брокерские и консалтинговые агентства, специализирующиеся на коммерческой недвижимости, меняют формат работы. Ранее за поиск и подбор офисов арендаторам приходилось платить. Сейчас расходы согласны брать на себя арендодатели.
Рынок аренды или покупки офисов замер, говорят в брокерских компаниях. До кризиса брокер брал плату за свои услуги с либо с арендодателя, либо с арендатора. Соотношение было 50/50, рассказывают участники рынка. По желанию арендатора агентства могли бесплатно найти для него объект, но качество оказываемых услуг снижалось, а поиск затягивался. «В таких случаях арендатора заваливали предложениями, разобраться в которых самому было сложно, — прокомментировала PR-менеджер компании CB Richard Ellis Екатерина Прокопова. — Если же потенциальный арендатор оплачивал услуги брокера, тогда тот находил около 5 объектов, из которых рекомендовал клиенту три».
В условиях кризиса рынок встал на сторону арендатора, констатирует Екатерина Прокопова. Найти арендаторов в текущих условиях очень трудно, заметил заместитель руководителя отдела консалтинга и оценки компании Praedium Дмитрий Волков. Поэтому объем бесплатных услуг для арендатора, безусловно, увеличился: вознаграждение брокеру выплачивает арендодатель, сказал он. «Брать комиссию с арендаторов невыгодно и трудно, — добавил он. — Предложений на рынке очень много. Арендодатели готовы ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте