На фоне оформившейся стагнации на рынке коммерческой недвижимости эксперты все чаще вспоминают о механизме арендных отношений, который однажды уже помог российским ритейлерам во время кризиса. Но так и не завоевал рынок в его «сытые» годы.
Речь идет о распространенной во многих странах, но плохо приживающейся в России практике расчета арендной платы в процентах от оборота арендатора.
Их нравы
Новый механизм начал набирать некоторую популярность в России около десяти лет назад по инициативе крупнейших мировых транснациональных ритейлеров.
Эта схема работы для них и более выгодна, и более понятна. Практика отчисления в качестве арендной платы процента от оборота вместо фиксированной ставки на западных рынках распространена давно. Не удивительно, что, придя в Россию, крупные международные сети начали внедрять эту схему и у нас. Первопроходцами выступили такие компании, как ИКЕА, McDonalds, H&M, ZARA и некоторые другие. Из отечественных сетевиков нововведение подхватили X5 Retail Group и «Седьмой Континент».
Но этот механизм так бы и оставался скорее экзотикой для единичных операторов, если бы ни кризис 2008 года. В периоды снижения торгового оборота одной из главных задач владельцев торговых центров становится удержание арендатора. Арендаторы же зачастую просто не в состоянии платить по старой схеме, поскольку размер их собственных доходов становится труднопрогнозируемым.
«На сегодняшний день доля тех, кто работает по схеме “процент от оборота” растет с каждым днем. Раньше собственники торговых комплексов предоставляли такие условия только якорным арендаторам и операторам фуд-корта», – говорит директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмила Рева.
По такой схеме работать целесообразно тем торговым центрам, где гарантированно есть большой поток покупателей и большие обороты. «Это, например, оба центра “Мега”. Еще пять лет назад такую систему внедрила управляющая компания аэропорта Пулково. Она стала заключать договоры с ритейлерами на территории терминалов, предусматривающие минимальную гарантированную выплату и процент от общего оборота торговой точки», – комментирует директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Михаил Рожко.
Каков процент?
В чистом виде арендная плата в процентах от оборота в России вообще встречается редко. Большинство арендодателей называют примерно одинаковые цифры, озвучивая среднюю величину процентной ставки. Она напрямую зависит от специализации ритейлера. Так, с магазина одежды арендатор требует ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте