В весенне-летний период на реке Москве можно наблюдать множество речных трамвайчиков, моторных яхт и банкетных теплоходов самых различных размеров и внешнего вида. Можно купить билет и стать участником 1,5-2-часовой речной прогулки по центру Москвы с одного из популярных причалов, а можно заранее заказать аренду теплохода целиком для проведения частного – свадьба, выпускной вечер, день рождения – или корпоративного мероприятия.
Казалось бы, владение теплоходом сулит хорошие прибыли, ведь от желающих покататься не будет отбоя. Но так ли это на самом деле и какие подводные камни (в прямом и переносном смысле) это направление бизнеса может таить?
Прежде всего, следует сказать о сезонности: если в теплых морских странах Европы навигационный сезон может длиться 8-9 месяцев, то в условиях климата центрального региона России это, как правило, 5-6 месяцев – с мая по сентябрь (реже с середины апреля до середины октября). Конечно, на реке Москве присутствуют и теплоходы ледового класса, совершающие круглогодичную навигацию (например, яхты-рестораны Radisson), но учитывая изначальную стоимость их постройки, эксплуатационные издержки, особую техническую составляющую и необходимость нередко прибегать к услугам ледоколов в зимний период, стоимость билета или, тем более, аренды выльется для заказчика в серьезный бюджет, и не каждому будет по карману.
Помимо годовой сезонности, погода в Москве и Московской области даже в июне и в июле почти не бывает стабильно теплой и зачастую преподносит неприятные сюрпризы, что не может гарантировать судовладельцу необходимую загрузку флота. Это еще один риск, ведь провальный сезон может поставить под удар весь бизнес.
Хранение, заправка, обслуживание теплохода, зарплата экипажу (которую приходится платить круглогодично!), оплата стоянок, обеспечение условий, предъявляемых надзорными органами – это далеко неполный перечень статей расходов, которые обходятся владельцу в серьезную сумму. Она может быть покрыта только в хороший сезон, не говоря уже о том, чтобы выйти на мало-мальскую прибыль.. И судовладельцы идут на разные хитрости, только бы получить своего клиента:
- демпингуют стоимостью аренды теплохода,
- предлагают дополнительные бонусы клиентам при заказе (например, бесплатная подача теплохода к оговоренному причалу),
- разрабатывают и претворяют в жизнь индивидуальные проекты кораблей, чтобы обеспечить повышенный интерес и спрос.
Тем самым, развивается судоходный рынок столицы и Подмосковья и удовлетворяются претензии к качеству услуги даже самым привередливых заказчиков, чтобы обеспечить яркий и запоминающийся праздник на воде.