Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали данные по объему предложения на рынке бизнес-класса Москвы. Согласно исследованию, на конец 2020 года в продаже на первичном рынке жилья бизнес-класса столицы осталось только 8,6 тыс. квартир и апартаментов, что на 30% ниже уровня начала года и на 47% ниже пиковых значений 2017 года. Предложение сокращалось на протяжении последних четырех лет, но именно в 2020 году темпы сокращения оказались максимальными: ажиотажный спрос на фоне пандемии и сопутствующих факторов и одновременно осторожность девелоперов, присутствующая в перовой половине года в прогнозировании этого спроса, привели к снижению объемов предложения до минимального за 20 лет уровня.
По данным Knight Frank, с начала 2000-х годов наблюдалось несколько подобных периодов с низким объемом предложения:
Начало 2000-х: становление рынка современного жилья только началось, зарождается сегментирование по классам недвижимости. В этот же период появляется понятие «среднего класса» – основного покупателя жилья сегмента бизнес. Если раньше были только или панельные новостройки эконом сегмента, или дорогие роскошные проекты в центре Москвы, то в это время девелоперы начали выводить на рынок новое качественное предложение, занимающее нишу между двумя классами.
2012 год имел схожие с текущим периодом предпосылки: не самый благоприятный для бизнес-класса период восстановления после кризиса 2008 года, когда в большей степени пострадал именно бизнес-класс. Девелоперы в течение нескольких лет после масштабного кризиса очень осторожно выводили на рынок новые проекты, в связи с чем объем предложения практически не пополнялся. При этом спрос уже начал восстанавливаться к этому времени, и ликвидные лоты в достроенных объектах были практически раскуплены. В итоге это привело к довольно серьезному росту цен в данном сегменте.
Возвращаясь к рассматриваемому 2020 году, стоит отметить, что основной причиной «антирекорда» по предложению стал рекордный спрос, вызванный сниженными ставками по ипотечным кредитам (в том числе субсидированной ипотекой) и банковским вкладам, очередным снижением курса рубля, а также неопределенностью в экономической сфере, связанной с пандемией. Продажи возросли практически во всех объектах, даже в давно сданных и «зависших» на рынке. Девелоперы активно повышали цены в объектах, находящихся в продаже, в немногочисленных новых объектах уже на старте заявляли завышенные цены, что, однако, не мешало реализовать большие объемы лотов.
Пик спроса пришелся на IV квартал 2020 года, в течение которого было продано 7,2 тыс. квартир и апартаментов, и на конец года в предложении осталось 8,6 тыс. лотов. Таким образом, при отсутствии пополнения рынка и сохранении темпов продаж текущий объем может быть распродан практически за 4-5 месяцев.
Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank:
«Такие низкие остатки и высокий коэффициент поглощения мы фиксируем впервые за двадцатилетнюю историю анализа рынка, и текущую ситуацию можно назвать крайне благоприятной для девелоперов сегмента бизнес-класса. Однако даже в условиях ажиотажа нельзя забывать о детальной проработке каждого проекта для его успешных продаж: при очевидном желании воспользоваться ситуацией и быстро вывести недоработанные и не отвечающие современным требованиям объекты, необходимо помнить, что за периодом дефицита неизбежно наступает период роста объемов предложения, и высока вероятность не успеть к дефициту и оказаться именно в этой фазе с неликвидным продуктом. Покупатели же становятся более требовательными, особенно на фоне изменений, связанных с пандемией, и наибольшим спросом будут пользоваться самые качественные и технологичные объекты».
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте