Традиционные взгляды на недвижимость как стабильно растущий в цене актив ныне подвергаются пересмотру. Ряд привычных для бизнеса инструментов получения доходов перестал действовать вовсе. Такие выводы можно было сделать из докладов, прозвучавших на прошедшем в Торгово-промышленной палате на Ильинке семинаре МАР, который был публично назван «антикризисным».
К весьма любопытным выступлениям семинара относится доклад главы фонда «Институт экономики города» Натальи Косаревой. В нем были собраны воедино довольно разнообразные статистические выкладки, позволяющие судить о масштабе происходящих на российском рынке недвижимости процессов.
Как известно, первым показателем крупных экономических катаклизмов становится обычно спад жилищного строительства. Кстати, глобальный кризис 1930-х начался вовсе не единовременным биржевым обвалом 1929 года: ему предшествовали негативные явления в строительстве, которые отмечались еще с 1926 года и к моменту публичного объявления кризиса приобрели уже угрожающий характер.
В настоящее время наблюдается примерно то же самое. За последнее десятилетие ежегодный объем вводящегося по всей России в эксплуатацию нового жилья год от года увеличивался. Если 2000-2002 гг. ежегодно в стране строилось 30-34 млн кв. м жилья, в 2007-2008 годах этот показатель вырос до 61-63,8 млн.
По данным Министерства регионального развития, задел на 2009 год составляет примерно 55 млн кв. м. Эта цифра касается исключительно городских многоквартирных домов, еще порядка 35-38 млн кв. м может дать индивидуальное домостроение. Однако прогнозы ведомства на конец нынешнего года крайне пессимистичны – не более 52 млн кв. м. При этом издержки, связанные с кризисом, не компенсируется даже масштабными прогнозами будущих лет. Так, ожидаемый объем строительства в 2011 году составляет всего 58 млн кв. м.
Иными словами, факт остановки множества проектов в самых разных регионах страны является признанным по умолчанию. И особых надежд на скорое улучшение ситуации пока нет. Этот тезис подтверждается другими показателями, приведенными г-жой Косаревой. Наиболее любопытный из них – раскладка жилищного строительства по видам финансирования. По ней достаточно хорошо видно, что негативные явления в строительстве начались отнюдь не вчера.
В первом полугодии 2008 года на деловое строительство пришлось 23% всего введенного в стране жилья, в то время как в 2007 году - только 17%. В то же время объем жилья, введенного по иным схемам финансирования (эта позиция объединяет и бюджетное строительство и новостройки, реализующиеся по серым схемам), уменьшился с 40% до 25%. Вроде бы есть повод для радости: практика применения 214-го закона расширяется. Если бы не одно «но»: доля индивидуального жилищного строительства в тот же период возросла с 43% до 52% - от всего того, что было сдано в эксплуатацию на территории России. Дело в том, что малоэтажное строительство – явление более или менее неизменное, это известно, его показатели меняются крайне малозаметно. А значит, наблюдаемый рост просто сообщает о сокращении строительства городских многоквартирных домов. У чиновников есть повод гордиться страной: население все больше строит само – на пригородных участках и даже в городах, что становится все более модным в некоторых региональных центрах. Однако видов на восстановление темпов строительства городского нет даже у чиновников.
Весьма любопытные соображения по этому вопросу привел в своем докладе о состоянии рынка недвижимости глава агентства недвижимости «Савва» Константин Апрелев. По его словам, ныне перестали работать традиционно эффективные средства борьбы с долгостроем.
Раньше, когда некая стройплощадка превращалась в проблемный объект, власти отбирали ее у застройщика и приглашали нового, который брался довести дома до готовности. Компенсацией являлись выделяемые земельные ресурсы, привлекательные для строительства новых домов. Выполнение обязательств перед дольщиками включалось в социальную долю проекта. Для муниципалитетов это было выгодно и по той причине, что земельные участки никак не отражаются в бюджете и их предоставление не требует отдельных затрат.
Ныне все изменилось. Застройщики совершенно не нуждаются в новых площадках – есть много своих, взятых ранее, иногда, что называется «на вырост». Теперь осваивать их не на что – лучше продать, хотя бы за меньшие, чем до осени прошлого года, но все-таки деньги.
Что сделать для активизации строительства, пока неизвестно. По крайней мере в ходе антикризисного семинара ни одной сколько-либо развернутой модели выхода из создавшейся ситуации озвучено не было. Ни представителями бизнеса, ни деятелями от политики. К примеру, представитель партии «Единая Россия» Веригин высказался в том смысле, что власти нужно изучать опыт бизнеса и, в частности, риэлтеров, чтобы искать пути вывода рынка недвижимости из кризиса, однако данный тезис на развернутую и внятно артикулируемую позицию как-то не тянет.
Зато, как выясняется, период нестабильности – лучшее время для анализа того, что происходило в прошлые годы – именно такого мнение г-на Апрелева.
Нынешнее десятилетие в сфере недвижимости прославилось прежде всего непрерывным ростом цен, прежде всего в Москве. Однако, как выясняется, Москва – не самый динамичный локальный рынок. Среди региональных центров по темпам изменения цен на жилье столица оказалась на 9 месте. Наиболее же быстро дорожающими городами были Омск, Пермь, Самара и, конечно, Петербург. Тот скачок цен, который Москва пережила еще в 1990-е, в провинции произошел уже в 2000-е. При этом остановка роста и начало снижения цен начались в этих городах не осенью прошлого года, а еще в 2006-2007 годах, причем независимо от мирового финансового кризиса, однако именно сегодня темпы падения становятся значительными. Однако, если после кризиса 1998 года ценовая ситуация быстрее всего восстанавливалась там, где рынок пошел вниз за пару лет до дефолта, то сегодня прогнозировать аналогичные позитивные изменения на региональных рынках трудно.
Для сегодняшнего московского рынка показательным является замедление всех происходящих процессов. К примеру, срок экспозиции заурядной квартиры с 30 дней, как это было до кризиса, вырос к настоящему времени до 100-120 дней. Потенциальные покупатели и продавцы, в основном участники альтернативных сделок, присматриваются к тому, куда повернет рынок с наступлением весны. И вполне могут подождать с изменениями в своей квартирной жизни. По мнению г-на Апрелева, риэлтерам в данной ситуации надо искать альтернативные пути заработка, например, консультировать девелоперов. А если не получается делать это с выгодой для себя – заняться арендой квартир: люди, которым сейчас можно помочь с жильем временным, непременно придут в качестве клиентов потом, уже по вопросам покупки или продажи метров.
Однако кризис – не всех тяжелое время, для кого-то это еще и возможности. Например, для столичных имущественных властей. Они решили пойти на беспрецедентную акцию – предложить малому и среднему бизнесу (в рамках мер по его поддержке) заключать на 2009 год договоры по аренде муниципальных нежилых помещений по ставке 1000 руб. за кв. м в год, не включая НДС. Об этом рассказал заместитель руководителя Департамента имущества Москвы Валерий Ануприенко. Правда, право на заключение такого контракта надо выиграть в ходе конкурса. А кроме того, неизвестно, сохранится ли льготный режим после 2009 года.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте