О том, что такое "доступное жилье", насколько оно действительно доступно, сколько будет стоить и кто на него сможет претендовать, в интервью корреспонденту "Денег" Марии Глушенковой рассказал генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман.
"Мы не оставляем застройщика один на один с проблемами"
В конце 2008 года, когда Фонд РЖС был создан, говорилось о том, что он создается для вовлечения в оборот неиспользуемых федеральных земель. Сейчас фонд занимается не только землей, но еще и ведет строительные проекты. То есть первоначальная концепция работы фонда изменилась?
— У Фонда РЖС была и есть базовая задача, сформулированная в законе 161-ФЗ,— обеспечение всех слоев населения благоприятной для проживания средой. Под этим мы понимаем предоставление застройщику нового продукта — земельного участка, обеспеченного инфраструктурой, необходимой документацией, кредитными продуктами, а также возможностью беспрепятственной регистрации прав собственности на возведенное жилье. Второй блок — предоставление ему возможности выбора проектов домов, в том числе и из проектов фонда, которые отвечают требованиям энергосбережения, экологичности и комфортности. И третье — проект планировки. В конечном счете все это делается для населения.
Мы достигали этого поэтапно, начиная от совершенно утилитарных вещей, с попытки обычного составления реестра земельных участков фонда. И параллельно начали выставлять участки на аукцион. Конечно, мы выставляли на аукционы те участки, которые в наибольшей степени отвечали перечисленным требованиям. По ним было достаточно легко получить условия присоединения по электрическим сетям, по газовым сетям, по водоснабжению, водоотведению, по всей инфраструктуре. Эти участки уже находились либо в терплане, либо в генплане, то есть при выставлении их на аукцион сложности были некритическими.
Другое дело, что действительно, изначально, когда фонд создавался, то есть до кризиса, самым узким местом на рынке была земля. Теперь, наоборот, эта сфера оказалась крайне конкурентной. Конкуренцию составляют земли муниципалитетов, субъектов РФ, а также земли, которые находятся у банков в залоге.
Какой портфель проектов фонд смог собрать за два с лишним года своего существования?
— Сейчас под управлением фонда находится 169 федеральных земельных участков общей площадью 4,2 тыс. га. Всего на сегодняшний день проведено 44 аукциона.
А кто контролирует застройщиков — что они там строят и как будут распоряжаться землей?
— После того как аукцион проведен, мы не оставляем застройщика один на один с проблемами. Мы отслеживаем реализацию каждого проекта от разработки планировки, процесса строительства до вручения ключей от квартир. Мы следим за проектами, которые реализуются на участках фонда, в режиме онлайн через планы освоения участков, утвержденные губернаторами и руководителем фонда. Но в отношении федеральных земельных участков, переданных в управление субъектам РФ, сейчас нам сложно координировать свои действия с регионами, с муниципалитетами в части реализации ими федеральных земель.
Есть норма закона, которая позволяет субъектам федерации реализовать землю под строительство в течение трех лет. Мы начали мониторить процесс, и оказалось, что более 50% земель, переданных субъектам РФ, планируется реализовать как раз на третий год, про 18% земель вообще не указано, когда их планируется реализовать. При этом субъекты ничего не нарушили, потому что в законе указано три года. То есть 3 года на предоставление участков, и еще, скажем, 2-2,5 года на строительство. Всего 5-5,5 года. Для сравнения: за время, которое нам понадобилось для проведения 44 аукционов, субъекты РФ провели таких аукционов три. Это, в частности, отметила Счетная палата, которая не так давно проводила у нас проверку.
Точно так же сейчас нам сложно координировать работу с субъектами федерации по контролю над качеством строительства. И есть опасения, что на одном федеральном участке земли окажется наш проект с модернизационными решениями, а на другом таком же федеральном участке — проект субъекта федерации, отличающийся по качественным характеристикам и планировке. Поэтому я надеюсь, что законопроектом, который мы будем инициировать при координации Минэкономразвития и Минрегиона, удастся ввести норму, позволяющую фонду контролировать процесс освоения переданных правительственной комиссией в управление субъектов РФ участков. Причем, на наш взгляд, в законодательство должны быть внесены такие изменения, которые сделают идентичными требования для всех застройщиков, поскольку ключевое слово здесь — жилье на федеральном участке, неважно, передается участок фонду или субъекту. Там должны быть дома, отвечающие всем современным техническим и планировочным решениям.
О каких требованиях мы говорим?
— Это модернизационные требования к характеристикам дома. Мы сейчас говорим о малоэтажном доме площадью до 150 кв. м, который подпадает под требования Минрегиона к жилью экономкласса. Так, в этом доме может быть и автоматизированная система контроля и управления электроэнергией (АСКУЭ), и ЧРП — частотно-регулируемый привод, который регулирует тепло, пятислойные стеклопакеты, крыша с солнечной батареей и т. п. Всего разработано девять базовых требований фонда по использованию энергоэффективных приборов и технологий.
Это априори не может быть экономклассом.
— Может быть! Знаете почему? Потому что, по нашим расчетам, это удорожает стоимость квадратного метра всего на 500-600 руб., особенно если использовать отечественные наработки и уже готовые решения. А такие решения есть.
Что это за решения?
— Пожалуйста. По АСКУЭ — это холдинг МРСК, они готовы предоставлять такие приборы ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте