Северная столица — рекордсмен по количеству коммунальных квартир. Всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 100 тыс. коммуналок. Для сравнения — в Москве таких пережитков советского прошлого почти в 3 раза меньше. В коммуналках проживает более 650 тыс. тысяч петербуржцев — то есть каждый восьмой горожанин. Шансы на улучшение жилищных условий весьма призрачны. При нынешних темпах расселения коммуналок (примерно 4–5 тыс. квартир в год) этот архаичный квартирный формат может быть ликвидирован не ранее 2033 года. О причинах живучести коммуналок рассказывает адвокат Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры».
Городские программы неэффективны
В Петербурге разработана и действует целевая программа расселения коммуналок, ежегодно городское правительство выделяет на эти цели несколько миллиардов рублей. Периодически проводятся конкурсы по выбору инвесторов, желающих принять участие в проектах расселения (город покрывает от 30 до 50 % затрат). Но такой алгоритм неэффективен, по нему расселяется не более 20–30 квартир ежегодно. Базовая схема расселения состоит в выплате частным собственникам комнат бюджетных субсидий на выкуп всей жилплощади, приобретение отдельного жилья на рынке и другие вариации. Однако бюджетных средств катастрофически не хватает. Дотации рассчитываются исходя не из рыночной стоимости жилья, а по заниженным официальным ставкам. Многие граждане заявляют о неравноценности обмена, не желают переезжать в другие районы города.
«Скелеты в шкафу» и изматывающая бюрократия
Наиболее ликвидные («фасадные») коммуналки в Петербурге выкуплены и расселены еще в девяностые годы. Большинство оставшихся в городе объектов (общей площадью около 7 млн кв. м) не вполне безупречны как по месторасположению (это так называемые вторые или третьи дворы), так и с юридической точки зрения. По мнению адвоката Андрея Комиссарова, тормозят расселение процедурные сложности, связанные, например, с получением согласия на расселение от всех владельцев комнат в коммуналке. Даже если выкуп осуществлен, из-за нормативных ограничений инициаторам расселения не всегда удается выполнить задуманное — например, из одной крупногабаритной расселяемой квартиры сделать несколько малогабаритных, но отдельных квартир либо перевести недвижимость в нежилой фонд (под разными предлогами чиновники могут затянуть процесс перевода на 10–12 месяцев).
Завышенные ожидания собственников
Проекты расселения коммуналок нередко блокируются их обитателями, которые заламывают за свои трущобы запредельно высокие компенсации. Обоснованные затраты инвестора на расселение коммуналок оцениваются примерно в 3–4 тыс. долл. на кв. м. Однако из-за технического состояния, метража, месторасположения и аппетитов хозяев коммуналок многие объекты не вписываются в эти рамки. В свою очередь увеличение выкупной цены экономически неоправданно и чревато для инвестора убытками. Как показывает практический опыт, проекты расселения складываются лишь в том случае, если выкупается все здание, либо его часть — например, квартиры на первых и вторых этажах, которые можно переоборудовать под офисы, магазины, салоны красоты, апарт-отели.
Приток мигрантов
Коммуналки, несмотря на непривлекательные потребительские качества такого жилья, составляют отдельный сегмент рынка недвижимости. Комнаты активно продаются и покупаются, особенно приезжими, поскольку это самый доступный по цене вариант жилья в городе. Минимальный диапазон цен на коммунальные жилища составляет 840–900 тыс. рублей. Такая конъюнктура является серьезной помехой для реализации планов по расселению. Многие собственники комнат в коммуналках предпочитают не ввязываться в предложенные инвесторами и властями проекты, а вместо этого используют недвижимость как источник невысоких, но стабильных рентных доходов. По словам юристов, в последнее время стало крайне сложно найти хозяев комнат в коммунальных квартирах для ведения переговоров, поскольку собственники проживают в других городах или за границей, а питерское жилье сдают в аренду мигрантам или студентам.
Нужны новые подходы
«Чтобы запустить процесс ликвидации коммуналок, требуются новые экономические, а также юридические механизмы, позволяющие устранить конфликт интересов между инвесторами и собственниками архаичного жилья», — уверен адвокат Андрей Комиссаров. В противном случае через 3–5 лет значительная часть коммунальных квартир окончательно обветшает, а это чревато не только деградацией отдельных городских кварталов, но и авариями, жертвами которых могут стать сотни горожан. Реальным механизмом могла бы стать комплексная программа реконструкции исторического центра с расселением не отдельных домов, а реновацией целых районов. Тем более что в центре сосредоточено 70 % коммунальных квартир от их общего числа.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте