Спрос на офисную недвижимость в Москве упал на 6%, в столице пустует более четверти дорогих офисных площадей. Индивидуальные предприниматели и небольшие компании снимают рабочие места в коворкингах, число которых в Москве и других крупных российских городах быстро растет. БГ выяснил, чем привлекателен этот формат и сможет ли он стать полноценным конкурентом привычным офисам
Если нет денег на офис, а поднимать многообещающий стартап дома не дают мама и бабушка, можно снять рабочее место в коворкинге, получив за 500 рублей в день, стол, стул, интернет и тумбочку с замком. Первые коворкинги (рабочие пространства, объединяющие одновременно разных арендаторов) появились в России в 2009 году, в самый разгар кризиса, как бюджетная альтернатива обычным офисам.
Новый формат, возникший на Западе в начале "нулевых", пришелся кстати: из-за массовых сокращений на рынке появилось много фрилансеров, которые не могли арендовать полноценные офисы, – именно они стали заполнять немногочисленные столичные коворкинги. Сегодня клиенты таких площадок – не только отдельные посетители, но и целые компании, которые хотят сэкономить на аренде дорогих офисов или устроить выездную встречу с партнерами.
В Москве одним из первых таких проектов стал коворкинг "Рабочая станция" в Парке Горького. Его сооснователь Михаил Комаров вспоминает, что еще два года назад зайти на рынок было относительно просто – тогда мало кто понимал, что из себя представляет этот бизнес.
"По сути, мы стали первым коворкингом в Москве, который объединил то, что раньше было фрагментарно представлено в других проектах: полноценное рабочее место, доступное 24 часа, быстрый интернет, большое пространство, несколько переговорных комнат, кухня, душ, удобное месторасположение, - говорит Комаров. - Мы очень быстро нашли своих клиентов, как ни странно, фрилансеров среди них почти нет. В основном, это люди, которые уже владеют небольшим бизнесом, связанным с компьютерными технологиями: IT-компании, интернет-магазины, дизайн-бюро. Все, что нужно нашим клиентам, – это удобное рабочее место, быстрый интернет и тишина. Мы пытались сделать какие-то дополнительные опции вроде услуг секретаря, бухгалтера, юриста, но это не было востребовано". "Рабочая Станция" – самый большой сегодня коворкинг в России: в Москве пока действуют две точки (в Парке Горького и на территории Artplay), скоро появится третья. В будущем проект планируют запустить в регионах.
Воркплейсы против коворкингов
За последние два года в Москве появилось несколько десятков коворкингов, от универсальных, открытых для всех, до специально адресованных. Недавно открылся бесплатный коворкинг для женщин, находящихся в декретном отпуске, – "Мама работает". Здесь можно устраивать деловые встречи, работать с документами и просто заниматься своими делами, пока дети находятся в игровой комнате под присмотром педагогов. Похожий проект был запущен и в Петербурге, но на платной основе.
Аренда одного рабочего места в московском коворкинге обойдется в среднем около 5-7 тысяч рублей в месяц и порядка 500 рублей – в день. В "Рабочей станции" можно арендовать рабочее место на один день (650 рублей), неделю (4 тысячи рублей) или месяц (13 тысяч рублей). Есть тариф, включающий закрепленное место в одном коворкинге и не закрепленное в другом (20 тысяч рублей). В коворкинге Start Hub на дизайн-заводе "Флакон" один рабочий день обойдется в 400 рублей, неделя – 1,8 тысяч рублей, месяц – 6 тысяч рублей. Фиксированные места будут стоить 3,5 тысячи рублей в неделю и 12 тысяч рублей в месяц.
Некоторые проекты специализируются на какой-то одной отрасли, например, дизайне (Covi Club) или IT (DI Telegraph). Евгений Волк, основавший в Москве альтернативный коворкингам формат воркплейсов, говорит, что будущее именно за такими, узкоспециализированными, рабочими кластерами. "Отличие воркплейсов от коворкингов в том, что с виду это самые обычные дома моды или парикмахерские, учебные центры или кулинарии - клиент наших резидентов может даже не догадаться, что в пространстве применена не классическая схема взаимодействия с мастером, когда тот отдает большую часть денег хозяину, а каждый из мастеров работает сам на себя, используя для этого все необходимое оборудование, интерьер и атмосферу. В воркплейсы нельзя прийти и начать просто что-то делать с ноутбуком".
Каждый воркплейс "заточен" под один вид бизнеса, как, например, Дом моды, где есть все швейное оборудование, раскройные столы, манекены любых размеров и главное - шоурум-примерочная для работы с клиентами. Другой пример: Академии – воркплейсы для репетиторов, которые для обычного посетителя выглядят учебным центром: тут есть классы, расписание, учительская. В 2014 году Волк с партнерами открыл 10 таких точек по России. Скоро в Петербурге появится Workplace tattoo, где будут работать мастера тату и пирсинга.
Транзитный клиент
Сегодня предложение на московском рынке коворкингов достаточно насыщенное, и новым игрокам будет сложно выйти на рынок, не вложив серьезных денег в свой проект. Минимальный стартовый капитал – пятнадцать-двадцать миллионов рублей. Полноценный коворкинг занимает не меньше тысячи квадратных метров, а это – двадцать пять-тридцать миллионов рублей. Банки неохотно кредитуют такие стартапы, поскольку коворкинги – не высокомаржинальный бизнес, в отличие, например, от строительства. А вот частным инвесторам такие проекты интересны – они охотно вкладывают в них деньги и четко понимают, какую прибыль им это может принести. При хорошей загрузке коворкинг окупается за полтора-два года.
С одной стороны, надвигающийся кризис должен спровоцировать спрос на коворкинги, что произошло в 2009-2010 годах. С другой – в экономически благоприятные времена появляется много новых бизнесов, которые часто используют коворкинги как стартовую площадку. Проблема в том, что доля таких бизнесов даже в Москве все еще невелика.
"В России такие проекты довольно сложно реализовывать, потому что, в отличие от Запада, где основными резидентами коворкигов являются фрилансеры, задействованные в творческих областях, у нас спрос на аренду рабочего места формируют небольшие компании, юридические, страховые, рекрутинговые агентства", - говорит Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
Именно поэтому говорить о прибыльности бизнеса пока не приходится. Многие проекты закрываются, не успев окупиться. Фрилансерам, желающим сэкономить на аренде, проще осуществлять рабочий процесс дома, а для небольших компаний оптимальным вариантом станет аренда рабочего места. С ней согласен и Евгений Волк, который уверен, что главный минус такового формата в отсутствии постоянных клиентов.
"Стол, стул и интернет фрилансер может найти где угодно, - говорит он. - Получается, что основной конкурент коворкингов это даже не кафе, а спальня студента. Клиент может поработать в вашем коворкинге, может в другом, может вообще не выходить из дома. Когда необходимо устроить встречу с командой, этот формат идеален, но каждая команда рано или поздно вырастает в компанию, а значит это - транзитный клиент".
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте